





Подготовительная группа еще один шаг развития ребенка в детском саду перед поступлением и подготовке к школе – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование его личности и успешность в обучении. Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Школа – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Учебная деятельность – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания, самоконтроля. Ребенку надо учиться слушать педагога, запоминать сказанное.
Составляющие психологической готовности ребенка к школе, личностная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность.
Многие родители считают, что готовность ребенка к школе значит, умение читать, считать, писать. Однако, это не совсем так…
Существует несколько составляющих, например, что такое личностная готовность ребенка к школе. Формирование готовности к принятию новой социальной позиции школьника:
-социальная готовность (коммуникативные навыки ребёнка) :
-умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.
-мотивационная готовность (наличие учебной мотивации):
«внутренняя позиция школьника», желание пойти в школу, желание получать и узнавать новое. Мотивационная готовность к учёбе развивается постепенно и интерес к внешней стороне учёбы – к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения как раз и является первым этапом. Затем должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, удовольствию от изучения учебного материала. Это и есть познавательная активность и мотивация.
Эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать, общаться.
Волевая готовность ребенка к школе:
Умение управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься.
Снижение произвольности проявляется в том, что ребёнок не способен:
-слушать взрослого на занятиях, выполнять задания;
-работать по правилу;
-работать по образцу;
-соблюдать дисциплину.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе:
Сформированность основных психических функций – внимания, памяти, мышления.
-умение анализировать;
-делать выводы;
-концентрировать внимание;
-умение строить логические связи, решать логические задачи.
Каждому воспитаннику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края.
В процессе приобретения этих знаний и формируется необходимая для будущего ученика интеллектуальная активность, рождается радость познания, интерес к получению знаний.
Важное условие общей готовности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе. Успехи в обучении напрямую зависят от состояния ребенка и психологической готовности.
Большое значение для психологической готовности ребёнка к школе имеет двигательное развитие. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал при письме. Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр очень поможет ребёнку в развитии необходимых навыков.
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог психологической готовности к школе и успешного обучения.